Rebirth RB-338
Эта прога представляет собой эмулятор очень популярных сегодня двух старинных одноголосых аналоговых синтезаторов/секвенсоров Roland TB-303 и драм-машины Roland TR-808. Все те, кто занимается альтернативными стилями танцевальной музыки должны, по крайней мере, знать эти названия. В отличие от большинства подобных программ, RB-338 не только хорошо работает в реальном времени даже на маломощных машинах, но и производит звук очень близкий к имитируемым устройствам, - недаром эту прогу уже оценили профессионалы всего мира. Мы сейчас расскажем об этой проге достаточно подробно, так как она без сомнения, интересна всем музыкантам, которые занимаются танцевальной музыкой.
RB-338 создала не очень известная шведская фирма Propellerhead (буквально: пропеллерная голова :) ), но за ее распространение взялся такой монстр, как компания Steinberg (автор знаменитой проги Cubase). Самый первый Rebirth имел версию 1.5, однако Propellerhead анонсировал версию 2.0, которая уже почти два года шевствует по всему миру.
Для Rebirth (далее RB-338) существует довольно много update (обновлений) и add-ons (дополнений), которые позволяют получить в свое распоряжение не только TR-808, но и такие популярные сегодня драм-машины, которые были сняты с производства несколько лет назад, как Roland TR-626, TR-505, TR-606, TR-707, TR-909, Simmons SDS5, Korg KPR77, Human Beatbox, а также набор ударных со знаменитого аналогового синтезатора MiniMoog. Кроме этого есть программа Rebirth Drum Editor, которая позволяет создавать наборы ударных в формате RB-338 из обычных сэмплов.
RB-338 имеет довольно хитроумное управление, которое имитирует принципы работы с аналоговыми секвенсорами. Собственно говоря, "играть" на этом синтезаторе традиционным способом (при помощи клавиатуры) и не надо. Вся работа сводится к программированию ритмических и мелодических шаблонов (pattern) и их последующему воспроизведению в определенном порядке.
Как она выглядит?
В рабочем окне программы RB-338 есть два поля (1) с однооктавными клавиатурами. Каждое из этих полей представляет собой эмулятор синтезатора TB-303 и полностью имитирует органы управления физического устройства. Ниже двух виртуальных TB-303 расположено поле, имитирующее органы управления драм-машины TR-808(2). И еще ниже поле драм-машины TR-909(3)...
Все виртуальные устройства полностью независимы друг от друга, однако, при воспроизведении работают совершенно синхронно. Для смешивания их сигналов, предназначены четыре поля MIX(4) (микшер), каждое из которых позволяет устанавливать уровень и панораму для каждого из устройств, а также уровень посыла на эффекты (эффекты, естественно, тоже работают в реальном времени).
Принципы работы RB-338
Если нажать на кнопку воспроизведения в верхней части рабочего окна в режиме паттерна (Pattern Mode) (режимы меняются при помощи переключателя над кнопками управления так называемым "лентопротяжным механизмом"), то вы услышите закольцованное воспроизведение текущих паттернов каждого из виртуальных устройств. Для смены паттернов предназначены кнопки с 1 по 8 в четырех полях Pattern. А при помощи кнопок A,B,C и D меняются банки паттернов. Вы можете перключать паттерны и с обычной компьютерной клавиатуры. Клавиши с 1 по 8 меняют паттерны первого TB-303, клавиши с Q по I -второго TB-303, клавиши с A по K -драм-машины TR-808, а с Z по [,] - TR-909. А вот банки с клавиатуры переключать нельзя.
Во время воспроизведения можно мышью изменять положения регуляторов над клавиатурами обоих TB-303 - вы сразу услышите результат. Регуляторов всего шесть. Tune (тон) изменяет высоту тона, Cutoff (Обрезание) и Reso (Резонанс) изменяют обрезание и уровень резонанса резонансного фильтра, Env.Mod. (Модуляция огибающей) - уровень фильтра огибающей, Decay (Затухание) - время затухания каждого звука, Accent (Акцент) - уровень акцентированных звуков.
Кнопки зеленого цвета в левом верхнем углу полей MIX (Микшер) позволяют отключать и включать выбранный канал. Этими кнопками удобно пользоваться, когда вы программируете одно из виртуальных устройств - остальные на время отключаются. Вертикальные Faders (фейдеры) устанавливают уровень сигнала, регулятор Pan (Панорама) - положение в панораме, регулятор Delay (Задержка) - уровень посыла на линию задержки. Естественно, все регуляторы работают в реальном времени.
Настройки
Прежде чем начинать программирование паттернов, программу нужно настроить. Во-первых, есть возможность отрегулировать время отклика на все ваши манипуляции с экранными органами управления, в зависимости от мощности компьютера.
# Включите воспроизведение паттерна .
# Выберите команду меню Edit ==> Preferences (Редактирование ==> Предпочтения). На экране появится диалоговое окно Preferences (Предпочтения).
1. Поле аудио драйвера
2. Поле представления воспроизведения
3. MIDI вход
# Если для вашей звуковой карты установлены драйверы Direct X, то в поле Audio Driver (Аудио драйвер) выберите соответствующий драйвер. Еслы вы все выбрали правильно, то ниже окна выбора драйвера появится информационное сообщение Driver Type: Direct X (Тип драйвера: Direct X). Если ваша звуковая карта не имеет таких драйверов, но пакет Direct X установлен, в поле Audio Driver может присутствовать и драйвер, у которого в скобках будет указано Emulated (Эмулированный). Его выбирать не следует. В таком случае оставьте обычный MME драйвер Windows 95/98.
# В поле Playback Performance (Представление воспроизведения) захватите горизонтальный ползунок мышью и ведите его слева до тех пор, пока не услышите сбои в воспроизведении, а число Underruns (Ошибки программы) не начнет увеличиваться. После этого поместите ползунок чуть правее и оставьте в таком положении. Число Play Ahead (Воспроизведение через) правее движка покажет время задержки отклика программы на ваши действия. На компьютере P200 MMX это число составляет 46 миллисекунд.
# Нажмите кнопку OK и вы вернетесь в рабочее окно RB-338.
Настройки для клавиатуры-MIDI
Если на вашей MIDI-клавиатуре есть универсальные слайдеры, то вы можете их назначить на любие органы управления. Согласитесь, что мышью вертеть ручки на экране, во-первых, неудобно, а во-вторых вы не можете управлять изменением больше чем одного параметра одновременно (в реальном времени, естественно) . Вот и с помощью MIDI-управления эти проблемы ликвидируются.
# Выберите команду меню Edit ==> Preferences (Редактирование ==> Предпочтения). На экране появится диалоговое окно Preferences (Предпочтения).
# В поле MIDI Input (MIDI-вход) в списке Input (Вход) диалога выберите вход, к которому подключена MIDI-клавиатура.
# Установите флажок Remote MIDI Control (Дистанционное MIDI упраление), а переключатель под флажком установите в положение Use Quick Mapping (Использовать быструю коммутацию).
# Нажмите кнопку Edit (Редактировать). На экране появится диалог Quick Remote MIDI Mapping (Быстрая коммутация дистанционного MIDI управления). Смотрите рис.
# В списке первой строки колонки ReBirth Knob (Регулятор ReBirth) выберите орган управления, которым вы хотите управлять при помощи слайдера. А напротив него, в колонке MIDI Control ID (Номер MIDI контроллера) в поле ввода укажите контроллер, который присвоен вашему слайдеру. (см. руководство пользователя вашей MIDI- клавиатуры).
# Нажмите кнопку OK и вы вернетесь в диалоговое окно Preferences (Предпочтения).
# Нажмите кнопку OK в Preferences и вы вернетесь в рабочее окно ReBirth. Теперь изменение положения слайдера на MIDI-клавиатуре будет управлять изменением выбранного регулятора программы.
Основы программирования
Теперь можно приступать к программированию. Как уже говорилось, RB-338 имитирует принципы работы со старыми аналоговыми секвенсорами, которые запоминали определенное действие для определенного шага. Здесь все работает точно также. В каждем такте у вас есть 16 (шестнадцать) шагов. Естественно, что каждый шаг соответстует шестнадцатой ноте. Вы указываете нужный шаг и присваеваете ему ноту или ударный инструмент. Причем, в вашем распоряжении есть один акцент, который тоже может присвоен определенному шагу.
Давайте начнем с программирования мелодической линии первого TB-303.
# Отключите второй TB-303 и обе драм-машины (TR-808 и TR-909) при помощи кнопок зеленого цвета в полях MIX (Микшер).
# Щелкните в любое место поля Pattern (Паттерн) первого TB-303. Левее клавиатуры появится вертикальная полоска красного цвета, которая сигнализирует о том, что виртуальное устройство готово к работе.
# Выберите любой паттерн из любого банка, в который вы хотите записать свой мелодический ход.
# Выберите команду Edit ==> Сlear Pattern (Редактирование ==> Очистить паттерн). Паттерн очистится от предыдущей записи.
# Включите воспроизведение. Вы ничего не услышите, но в полях драм-машин по кнопкам "побежит" красная точка.
# В поле Edit Step (Редактируемый шаг) первого TB-303 должна стоять цифра 1. Если там стоит что-нибудь другое, то воспользуйтесь кнопками Step (Шаг) или Back (Назад) на виртуальной панели синтезатора и установите в поле Edit Step цифру 1.
# Нажмите на кнопку на любой клавише виртуальной клавиатуры первого TB-303. Над ней "загорится" красная лампочка. Звука, по-прежнему, быть не должно.
# Нажмите кнопку в поле со значком паузы . При этом около самого значка "погаснет" лампочка, а в соседнем поле, около значка ноты - загорится. Сразу после нажатия вы услышите первую ноту паттерна, воспроизводимую в кольце.
# С помощью кнопки Step (Шаг) переместитесь на следующий шаг, куда вы хотите вписать ноту. Повторите операцию. Если вам не понравился результат, то снова нажмите кнопку рядом со значком паузы . Нота в текущем шаге перестанет воспроизводиться.
# Помимо ноты в текущем шаге вы уможете установить акцент с помощью кнопки Accent (Акцент), а также с помощью кнопок Up и Down (Вверх и вниз) поднять или опустить текущую ноту на октаву.
После создания паттерна для первого TB-303 вы можете создать паттерн и для второго. Причем, вы можете как прослушивать, так и отключить уже записанный паттерн.
Теперь давайте займемся самым интересным - барабанами. Они программируются очень похоже.
В поле драм-машины (к примеру, TR-808) есть шестнадцать кнопок. Каждая из этих кнопок соответствует одному из шестнадцати шагов. В правой части поля находится колесо, с помощью которого можно выбрать один из барабанов. Сокращения названий барабанов расшифровываются так:
AC - Акцент
BD - Басовый барабан
SD - Малый барабан
LT - Низкий том
MT- Средний том
HT - Высокий том
RS - Рим шот
CP - Хлопок
CB - Коубелл
CY - Тарелка
OH - Открытый хэт
CH - Закрытый хэт
Понятно, что акцент - это не барабан. Когда вы выбираете это положение регулятора, вы можете устанавливать акценты в нужные шаги.
Выше кнопок паттерна находится микшер, с помощью которого вы можете устанавливать уровень каждого из перечисленных барабанов, а для некоторых из них - высоту тона (Tune), тембр (Tone), и длительность звучания (Decay). Кроме того, вы можете менять перкуссионные звуки при помощи переключателя в линейках томов, рим шота и хлопка. Они меняются на следующие звуки:
LC - Низкая конга
MC - Средняя конга
HC - Высокая конга
CL - Металлический стержень
MA - Маракас
Процесс программирования ударных очень прост: вы выбираете нужный барабан и нажимаете кнопки шагов, где это барабан должен звучать. То же самое относится и к акценту.
Теперь в вашем распоряжении есть три (в версии 1.5) и четыре (версия 2.0) собственных паттерна. Помимо резонансного фильтра вы можете применить к ним Delay (Задержка) и Dist (Искажение). Надо отметить, что последний эффект работает довольно неплохо, в отличие от многих других программных перегрузов. Для того, чтобы добавить Delay (Задержка), вам нужно всего лишь повернуть регулятор Delay в поле MIX (Микшер) любого виртуального устройства, и отрегулировать уровень посыла на эффект. А для того, чтобы появился дисторшн (Dist), нужно нажать кнопку DIST в этом же поле. Кроме этих эффектов RB-338 (версии 1.5 и 2.0) имеет фильтр под названием PCF - Pattern Controlled Filter (Фильтр контроллируемый паттернами), который можно использовать с одним из виртуальных устройств. Это резонансный фильтр, который модулируется генератором огибающей, имеющим несколько десятков собственных паттернов.
Ползунок Freq. (Частота) устанавливает частоту резонанса, Q - уровень резонанса, Amt. (Сумма) - степень воздействия генератора огибающей на фильтр, а Dec. (Время затухания) - время действия генератора огибающей. В поле Pattern (Паттерн) фильтра выбирается один из паттернов. А для того, чтобы направить на этот фильтр сигнал с любого виртуального устройства, нужно в поле MIX (Микшер) любого из них нажать кнопку PCF (Фильтр контроллируемый паттернами).
После окончания программирования паттернов, они составляются в песню (Song). Каждая песня может содержать до 500 паттернов, причем, кроме их последовательности, запоминаются все перемещения любых органов управления.
Вы можете программировать песню как в режиме реального времени, так и пошагово.
Программирование в реальном времени
В режиме реального времени программирование происходит так:
# Активизируйте режим песни (Song Mode) с помощью переключателя над "лентопротяжным механизмом".
# Выберите команду меню Edit ==> Initialize Song From Pattern Mode (Редактирование ==> Инициализировать песню из режима паттерна). На экране появится информационный диалог, в котором сообщается, что все данные из песни будут уничтожены. Ответьте согласием на запрос кнопкой Initialize (Инициализировать).
# Установите те паттерны, которые вы хотите видеть в начале песни для каждого из виртуальных устройств.
# Нажмите кнопку записи , следом за ней кнопку воспроизведения - . Меняйте по ходу воспроизведения паттерны - их последовательность будет записана.
# Остановите воспроизведение. Вернитесь к началу композиции и снова запустите воспроизведение одновременно с записью и запишите все изменения регуляторов.
Программирование в пошаговом режиме
В пошаговом режиме песня программируется еще проще:
# Включите режим песни и инициализируйте ее так, как было описано выше.
# Установите те паттерны, которые вы хотите видеть в начале песни для каждого из виртуальных устройств.
# Нажмите кнопку записи .
# В поле Bar (Такт) с помощью полосы прокрутки установите значение 2.
# Выберите паттерны для второго такта песни.
# Переместитесь на следующий такт и снова выберите паттерны - так до самого конца.
У программы ReBirth есть один недостаток - в режиме песни она проигрывает все 500 тактов. Если у вас песня короче, то для того, чтобы после ее окончания ничего не воспроизводилось, нужно проделать следующую операцию:
# Установите в поле Loop (Петля) значение Start (Начало петли) на первый такт после окончания вашей песни. А значение Length (Длина) установите максимально возможным.
# Включите запись.
# Выберите пустые паттерны.
# Выберите команду меню Edit ==> Сopy Touched Controls To Loop (Редактирование ==> Скопировать контрольные прикосновения в петлю).
# Выключите запись.
Все. Песня готова.
В следующем разделе поговорим о записи в (Wave- или Aiff-) файлы...
Экспорт песни
Теперь выводим песню в wav-файл, для того чтобы вставить в любую программу многоканальной записи (к примеру, Acid Sonic Foundry), если вы планируете наложить и другие инструменты. Это делается очень просто:
# В поле Loop установите значение Start на начало композиции, а значение Length - на ее конец.
# Выберите команду меню File ==> Export Loop As Audio File (Файл ==> Экспортировать петлю в аудиофайл). На экране появится диалоговое окно сохранения файла, в котором нужно указать имя нового wav-файла с вашей песней. Введите имя и нажмите кнопку Сохранить (Save).
Cинхронная работа ReBirth с Вашим секвенсором
На самом деле RB-338 может работать синхронно с вашим секвенсором. Естественно, для этого потребуется довольно мощная машина с большим объемом оперативной памяти. Кроме того, вам потребуется программа Hubi's Loopback, которая входит в комплект поставки ReBirth 1.5. Эта программа фактически эмулирует MIDI-кабель, с помощью которого можно соединять программы. После его установки у вас в системе появляется еще один MIDI-порт, который можно выбирать в разных программах. Для того, чтобы синхронизировать ReBirth, например, с Cakewalk 7.0 нужно проделать следующие действия (будем считать, что Hubi's Loopback уже установлен).
# Выберите команду меню Tools ==> MIDI Devices (Рабочие инструменты ==> МIDI-устройства). Появится окно MIDI Ports (MIDI-порты).
# В поле Output Port (Порт выхода) выделите порт LB1, который появляется после инсталяции Hubi's Loopback. Нажмите кнопку OK.
# Выберите команду меню Tools ==> Project Options (Рабочие инструменты ==> Опции проекта). Появится диалог. Выберите в нем вкладку MIDI Out (MIDI-выход).
# Установите все флажки в поле Send MIDI Sync (Передавать сообщения MIDI-синхронизации). В поле MIDI Output Port выберите цифру, которая соответствует положению порта LB1 в диалоге MIDI Ports (если этот порт стоит в диалоге вторым, то нужно выбрать цифру 2). Нажмите OK.
В Cakewalk все настройки окончены. Теперь нужно настроить ReBirth:
# Выберите команду меню Edit ==> Preferences (Редактирование ==> Предпочтения). На экране появится диалоговое окно Preferences (Предпочтения).
# В списке MIDI Input (MIDI-вход) выберите вход LB1. Установите флажок Sync To MIDI Clock (Синхронизация по MIDI Clock). Нажмите OK.
Теперь обе программы синхронизированны. Для того, чтобы из запустить вместе, нужно нажать кнопку воспроизведения в ReBirth - программа перейдет в режим ожидания сообщения MIDI Clock, а затем переключиться в Cakewalk и запустить там воспроизведение или запись. Если возникает рассинхронизация старта ReBirth и Cakewalk, то откройте диалог Preferences у ReBirth и экспериментально подберите значение параметра ADJust Sync (Регулировка синхронизации) в поле MIDI Input (MIDI-вход).
Вот, вкратце и все основные принципы работы с программой ReBirth...
Огромное спасибо автору статьи Дубровскому Д.Ю. за использование его печатного материала из книги издательства "Триумф" - "Компьютер для музыкантов" 4.7 Mb
|